Бек, Лео

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск



Источник:
Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Тип статьи: Регулярная статья
Лео Бек
Leo Baeck
Портрет
Л. Бек, Лондон, 1949 г. Фото Еврейского музея Франкфурта.
Род деятельности:

раввин

Дата рождения:

23 мая 1873(1873-05-23)

Место рождения:

Лисс, Германия

Гражданство:

Германия, Великобритания

Дата смерти:

2 ноября 1956(1956-11-02) (83 года)

Место смерти:

Лондон

Лео Бек (Leo Baeck; 1873, Лисс, Германия, ныне Лешно, Польша, – 1956, Лондон) - немецкий раввин и религиозный мыслитель, лидер реформизма в иудаизме.

Биографические сведения

Бек учился в еврейской теологической семинарии в Бреслау и в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс в Берлине. Изучал также философию в университетах Бреслау и Берлина. В 1895 г. получил степень доктора философии, а в 1897 г. смиху раввина в Берлине.

Он сразу же продемонстрировал свое мужество и личную независимость мысли, став одним из двух раввинов в Немецкой раввинской ассоциации, которые отказались осудить Теодора Герцля и Первый сионистский конгресс, собравшийся тогда в Базеле.

Бек был раввином в Оппельне (1897–1907), Дюссельдорфе (1907–1912) и Берлине (1912–1942) и военным раввином во время Первой мировой войны. Являлся несионистским членом Еврейского агентства; время от времени сотрудничал в еженедельнике немецких сионистов «Юдише рундшау».

В 1901 году Бек бросил вызов протестантскому теологу и церковному историку Адольфу фон Гарнаку (1851–1930), чьи лекции о «Сущности христианства» затем представили изначальное христианство как либеральную веру, появившуюся в уникальный исторический момент и не имеющую отношения к еврейской религиозной вере. и культурной традиции. Стремясь показать оригинальность учения Иисуса, Гарнак очернил фарисеев и иудаизм, который они представляли, и допустил научные ошибки, на которые обратил внимание молодой Бек.

Собственный шедевр Бека «Сущность иудаизма» (1905 г., на немецком языке) сделал его ведущим либеральным еврейским богословом. В отличие от Гарнака, Бек подчеркивал динамическую природу религии, постоянное развитие, являющееся человеческим ответом на категорическое «должно», Божественный императив.

Влияние немецкого еврейского философа Германа Когена (1842–1918) в его интерпретации иудаизма как «этического монотеизма» и неокантианства (немецкое философское движение, 1870–1920) заметно, но за ним стоит этический ригоризм традиционной раввинистической мысли. Следующее издание этого труда (1922 г.), значительно расширенное, двинулось в сторону бековской «религии полярности» с ее диалектическим движением между «таинством» божественного присутствия в жизни и «заповедью» этического императива, доходящего до конца. человек в столкновении с Богом.

Бек выразил двойственность религиозного опыта в концепции толадо́т «поколений» - цепи поколений, которая составляет еврейскую историю и которая сделала еврейский народ проводником непрерывного откровения, что стало миссией этого народа. «Свет для народов», он должен был учить откровению, живя по этим учениям. Иудаизм рассматривался как высшее выражение морали, универсальное послание, выраженное через особое существование Израиля.

Диалог между христианством и иудаизмом стал еще более ясным и интенсивным благодаря отказу Бека от уклончивости в своей критике. Традиционным евреям не нравилось раннее (1901 г.) утверждение Бека о том, что Иисус был глубоко еврейской фигурой, и его точка зрения в «Евангелии как документе еврейской религиозной истории» (1938 г.) о том, что Евангелия принадлежат современным произведениям раввинской литературы.

Христиане, с другой стороны, почувствовали вызов его определению иудаизма как «классической» рациональной веры, противостоящей «романтическому» эмоциональному христианству в его эссе «Романтическая религия» (1922). Американский философ Уолтер Кауфманн считал эту работу величайшим достижением Бека после «Сущности иудаизма».

Бек относился с симпатией, хотя и критически, к сионизму. Бек рассматривал христианство как «романтическую» религию абстрактного духа, стремящуюся к искуплению, в отличие от иудаизма — «классической» религии конкретного духа, стремящейся к усовершенствованию существующего мира.

Несионист, он стал главой немецкого отделения Керен hа-йесод. Бек был президентом немецкого отделения Бней Брит, он был председателем Ассоциации раввинов, которой он когда-то бросил вызов, и преподавал Мидраш и гомилетику в берлинском Lehranstalt. Он был отозван из этого, чтобы возглавить конец 1000-летней немецкой еврейской общины.

В 1933 году организации немецкого еврейства объединились в Reichsvertretung der Juden in Deutschland (Национальное агентство евреев в Германии) под руководством Лео Бека и Отто Хирша (1885–1941), юриста и лидера общины, который был убит в концентрационном лагере Маутхаузен. Под постоянными нападками эта группа взяла на себя ответственность за еврейскую жизнь в Германии. Миллионы долларов ежегодно тратились на четко определенные направления: эмиграция, экономическая помощь, благотворительность, образование и культура.

Тем временем за столом переговоров с нацистами Бек и другие боролись за время, чтобы можно было спасти жизни. Более поздние критики считали, что все ресурсы должны были быть сосредоточены на эмиграции, но лагеря смерти были немыслимы для немецкой еврейской общины 1930-х годов. Она планировала пережить Адольфа Гитлера за стенами гетто и тюрем — трагическая ошибка суждения, но её едва ли можно было избежать.

Переговоры с нацистами всегда были сопряжены с опасностью коррупции, но Бека это не коснулось. Еще в 1939 году он привез поезд с детьми в Англию, а затем вернулся в Германию. Как в общественной, так и в частной жизни его жизнь была образцом морального сопротивления, которое в 1943 г. после пяти арестов привело Бека в концлагерь Терезиенштадт (Терезин). Там он был избран почетным председателем совета старейшин.

Из 140,000 евреев, отправленных в Терезиенштадт, выжило менее 9,000 человек. Нацисты перепутали смерть раввина Бека из Моравии с Лео Беком; последний стал номером 187 894 и, что невероятно, выжил. Бек организовал занятия внутри лагеря: более 700 человек собирались в небольшом бараке, чтобы слушать лекции о Платоне и Канте. Это тоже был способ сопротивления.

Были также заключённые-христиане, которым Бек служил пастором. И снова миазмы зла окружили его, но не могли коснуться его. Критики говорят, что он был слишком отстраненным или слишком либеральным, но единственная критика, которую следует воспринимать всерьез, связана с решением Бека не распространять слухи о том, что поезда «переселенцев» вели в лагеря смерти.

Выдающийся протестантский богослов Пауль Тиллих (1886–1965), восхищавшийся Беком, утверждал, что «Бек должен был высказаться… полная экзистенциальная истина всегда должна быть доступна». Бек, однако, считал, что беспомощные жертвы не должны лишаться надежды сохранить жизнь многим. 8 мая 1945 года, за день до казни Бека, русские освободили Терезиенштадт, и Бек помешал другим заключённым убить охранников.

После войны Он прожил несколько лет, поселившись в Англии и став британским подданным. Там стал главой совета евреев — выходцев из Германии и председателем Всемирного союза движения прогрессивного иудаизма. Периодически работал в США в качестве профессора по истории религии в Хибру юнион колледж в Цинциннати.

Не будучи сионистом, Бек все же считал, что возрождение Эрец-Исраэль открывает большие возможности для воплощения духа иудаизма, но само по себе не является гарантией этому.

Его последняя работа «Этот народ, Израиль: смысл еврейского существования» (1955) была частично написана, когда Бек находился в нацистском концлагере. Она движется от сущности «изма» к конкретному существованию народа и создает подход к еврейскому жизнь, которую необходимо сопоставить с мыслями великих еврейских религиозных философов ХХ века Мартина Бубера (1878–1965) и Франца Розенцвейга (1886–1929). Её полное значение проявляется только тогда, когда произведение помещается в жизнь автора.

Его последние сочинения, особенно Individuum Ineffabile (1948) и This People Israel, продолжали выражать надежду на человека и человеческую ситуацию как на область откровения. В своей жизни Бек резюмировал величие и, возможно, также некоторые недостатки немецкого еврейства, которое возлагало все свои надежды и обязательства на западноевропейскую цивилизацию. В своих учениях Бек дал, пожалуй, самое ясное систематическое изложение либеральной еврейской религиозной мысли ХХ века.

В 1955 г. совет немецких евреев основал в Иерусалиме Институт имени Лео Бека в целях сбора материалов и содействия исследованиям по истории еврейских общин Германии и других стран, языком которых является немецкий. Исследовательская работа института посвящена главным образом периоду от обретения эмансипации евреями Центральной Европы до распада еврейских общин.

Филиалы института имеются в Лондоне и Нью-Йорке. В нью-йоркском филиале — обширная библиотека и архив. С 1956 г. институт выпускает ежегодник на английском языке; квартальный «Бюллетень Института имени Лео Бека» на немецком языке издается в Тель-Авиве. Именем Л. Бека названа реформистская средняя школа в Хайфе, в которой учатся юноши и девушки из разных стран.

Источники

Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЕК Лео в ЭЕЭ