История Иудеи в составе Древнеперсидской империи (VI-IV) вв. до н.э.

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 29.05.2013

После замены Вавилонской империи на Персидскую Иудея стала одной и её провинций с внутренним самоуправлением и губернатором, назначаемым из местных жителей.

Файл:Achaemenid Empire ru.svg
Персидская империя

Содержание

Возвращение из Вавилона и восстановление Храма

Декрет Кира о возвращении евреев относился лишь к Иерусалиму и Иудее, которые, очевидно, воспринимались им как храмовый город с прилегающей к нему областью, наподобие храмовых городов Месопотамии. Эта точка зрения повлияла на определение границ восстановленного еврейского поселения и на его правовой статус в рамках персидской державы.

Большинство возвратившихся в Иудею поселилось на севере страны, не подвергшемся разрушениям в 586 г. до н. э., однако часть вновь прибывших направилась в Иерусалим и его окрестности, несмотря на их плачевное состояние. Новоприбывшие возвели жертвенник и очистили храмовую территорию от покрывавших ее обломков и пепла, чтобы подготовить место для строительства нового Храма.

Работы, продвигались медленно из-за столкновений с самаритянами. Они считали себя частью еврейского народа и требовали допустить их к участию в строительстве Храма. Но евреи, вернувшиеся из вавилонского плена, принесли с собой выкристаллизовавшееся в годы вынужденного пребывания на чужбине национальное чувство и рафинированные религиозные представления. Так что с первого дня возникла дифференциация между изгнанниками, ревностно хранившими заветы религии, и окружающей средой.

Эти конфликты привели к тому, что самаритяне, используя свои связи при персидском дворе, добились прекращения работ.

Всеобщее восстание, сопровождавшее приход к власти Дария (522 г. до н. э.), узурпировавшего престол Кира, возродило мессианские чаяния в Иудее. Новый пророческий подъем, выразившийся в деятельности Хаггая и Зхарии, отразил упования на скорое восстановление «царства дома Давидова».

Пророки предвещали полное избавление от чужеземного ига, а в Зрубавеле, назначенном наместником Иудеи, они видели отпрыска дома Давида, которому суждено осуществить предначертание. Хаггай, Зхария и, несколько позднее, Малахи были последними представителями пророческого движения.

Они призывали народ к восстановлению Храма, ссылаясь на то, что предсказанный Иеремией срок бедствия и изгнания — 70 лет — истек и настал час Божественной милости. Зрубавел поддерживал эти настроения и, по-видимому, сочувственно отзывался о них во время встреч с персидским царем.

На втором году царствования Дария (520 г. до н. э.) в царском архиве в Экбатанах была найдена копия декрета Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Дарий распорядился возобновить работы, которые были завершены на шестом году его правления (516 г. до н. э.), приблизительно через 70 лет после разрушения Храма.

Во вновь отстроенном Храме, как и во всех других культовых центрах персидской империи, возносились молитвы и приносились жертвы за здравие царя и царствующего дома. Этот обычай соблюдался почти во все годы существования Второго храма, исключая период Хасмонеев, и символизировал зависимость Иудеи от персидских, а затем — эллинистических и римских владык.

Из книги Зхарии можно заключить, что в этот период возникают трения между первосвященником Иехошуа и наместником царя, потомком Давида, Зрубавелом. Права и полномочия, предоставленные персидскими властями храмовым служителям, и поддержка со стороны персидской администрации решили спор в пользу первосвященника, который получил все основные прерогативы власти в Иудее. Зрубавел более не упоминается, а мессианские чаяния, связанные с «домом Давидовым», отходят на второй план.

В царствование Дария (522–486 гг. до н. э.) окончательно сформировалась административная структура Иудеи, существовавшая на протяжении почти двухсот последующих лет персидского владычества. Иехуд (Иудея по-арамейски) был одной из провинций Авар-Нахара (Трансевфратии) и управлялся наместником, по-видимому, находившимся в Иерусалиме.

Иехуд граничил на севере с провинцией Самария, а на юго-западе — с провинцией Ашдод. Относительно административной принадлежности Заиорданья нет достаточных исторических данных. Иудея пользовалась широкой внутренней автономией; во главе автономии стоял первосвященник.

Согласно переписи населения времен Дария, охватывающей, по всей видимости, население Иудеи в первые десятилетия после «возвращения в Сион», в Иудее насчитывалось около 40 тыс. жителей. Естественный прирост и возвращение изгнанников из Вавилонии привели к увеличению еврейского населения и вне официальных границ провинции — в городах Эфраима, в приморской полосе и в Шароне. Наблюдается постепенное сближение с «народами страны», которых вначале так чуждались бывшие изгнанники.

Эзра и Нехемия

Переломным этапом в истории Иудеи в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (несколько тысяч человек), во главе которой стоял Эзра (458 г. до н. э., то есть через 80 лет после начала шиват-Цион). Он носил звание софер (писец), то есть, по-видимому, был высокопоставленным персидским чиновником.

Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного Закона.

Прибытие новой группы ободрило жителей Иудеи. Одновременно вновь обострились отношения с самаритянами, которые обратились с доносами к персидским властям. В этот критический момент (445 г. до н. э.) в Иерусалим прибыл Нехемия, знатный вельможа при персидском дворе. Нехемия добился у Артаксеркса назначения его наместником Иудеи и разрешения восстановить полуразрушенный Иерусалим. Полномочия Нехемии были точно определены, и он имел право опираться, в случае надобности, на персидский гарнизон.

Первым мероприятием Нехемии было обнесение Иерусалима новой крепостной стеной. Работа осуществлялась на добровольных началах жителями Иерусалима и провинциальных городов. После окончания строительства в праздник Суккот, когда жители Иудеи, согласно обычаю, совершали паломничество в Иерусалим, было созвано народное собрание, на котором Эзра читал и объяснял народу законы Торы, после чего, как и во времена Иошияху (622/1 г. до н. э.), был заключен договор о строгом соблюдении этих законов.

Наиболее важными пунктами договора были обязательства не родниться с окружающими народами (что, в первую очередь, было направлено против иерусалимской знати и семьи первосвященника, породнившихся с самаритянскими нобилями), соблюдение субботы как обязательного дня отдыха и забота о поддержании Храма и его служителей.

Таким образом Эзре и Нехемии удалось ввести в жизнь шиват-Цион национально-религиозные нормы, принятые в вавилонской диаспоре, которые, кроме упомянутых выше, включали также вознесение регулярных ежедневных молитв, несмотря на восстановление Храма.

Нехемия занимал пост наместника Иудеи до 432 г. до н. э., когда он был отозван к персидскому двору. Воспользовавшись этим, недовольные деятельностью Нехемии круги во главе с первосвященником Эльяшивом попытались ликвидировать осуществленные Нехемией реформы и нарушить договор 445 г. до н. э. Однако вскоре Нехемия вернулся в Иудею и сумел в борьбе с оппозицией отстоять и упрочить свои реформы.

После Эзры и Нехемии

Деятельность Эзры и Нехемии в значительной степени определила формы общественной, экономической и культурной жизни Иудеи в последующие столетия. Скудные исторические источники, относящиеся к этой эпохе, позволяют заключить, что, несмотря на широкие полномочия персидского наместника, Иудея фактически пользовалась автономией; более того, большинство наместников были евреями.

Внутреннее управление находилось в руках первосвященников и знати, обладавших в этот период значительным влиянием не только на население Иудеи, но и на еврейские общины диаспоры. Некоторые исследователи считают, что к концу персидского владычества полномочия наместника полностью перешли к первосвященнику.

Изучение и редактирование текста библейских книг сосредоточивается в руках особого сословия «писцов» (софрим), толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон (тора ше-беал-пе).

См. также

Литература

  • Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод с немецкого издания под редакцией О. Инбера. Одесса, 1906-[1909].
  • Даймонт М. Евреи, Бог и история / Перевод с английского Р. Нудельман. Иер., 1979. 530 с.
  • Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
  • Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
  • Загадки еврейской истории: Сб. / Составитель Р. Нудельман. М. — Иер., 1990. 208 с.
  • Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
  • Тесса Раджак «Иосиф Флавий. Историк и общество» Еврейский университет в Москве и «Гешарим» в Иерусалиме, 1993. Пер. с английского оригинала Tessa Rajak “Josephus. The historian and the society” 1983 Gerld Duckworth & Co. Ltd.
  • Рот С. История евреев с древнейших времен по Шестидневную войну. Перевод с английского Тель-Барух, [б.г.]. 428 с.
  • Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории: Перевод с английского. Иер., 1987. 368 с

Источники

  • КЕЭ, том 3, кол. 62–218
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк#Эпоха Второго храма в ЭЕЭ