”Ѓа-Арец“ (газета)

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
(перенаправлено с «Гаарец»)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
«Ѓа-Арец»
250px
Здание печатного дома «Ѓа-Арец», Тель-Авив
Tип

ежедневная (кроме субботы)

Формат

Берлинер


Владелец

Залман Шокен (60%)
Альфред Дюмон (20%)
Леонид Невзлин (20%)[1]

Редактор

Дов Альфон[2]

Основана

1919

Политическая принадлежность

либерализм, секуляризм, левые

Язык

иврит, английский

Главный офис

Тель-Авив,
Израиль

Тираж

72 000
(пятница: 100 000)[3]


Веб-сайт: http://www.haaretz.co.il (иврит)
http://www.haaretz.com (англ.)

«Ѓа-А́рец»(הָאָרֶץ буквально Страна) — израильская ежедневная утренняя газета на иврите и английском языке.


Изначально «Hadashot Ha’aretz»[4] — «Новости Страны».

Содержание

Общие сведения

Выходит в Тель-Авиве параллельно на иврите и английском языке в формате Берлинер. Английское издание продается совместно с International Herald Tribune. Обе версии представлены в интернете. В Северной Америке «Ѓа-Арец» выходит как еженедельник, комбинируя статьи пятничного выпуска пятницы с обзором новостей остальной части недели.

История

Основана в 1919 г. в Иерусалиме и первоначально называлась «Хадшот hа-арец» (`Новости страны`), название, под которым прежде выходил издававшийся британскими военными властями еженедельник. Первый номер газеты вышел в свет 18 июня 1919 г. В 21 веке «Ѓа-Арец» — одна из старейших газет на иврите в Израиле.

По своей направленности газета была близка к общим сионистам. Среди основателей «Ѓа-Арец» был сионистский деятель и филантроп И. Л. Гольдберг, финансировавший издание газеты на протяжении многих лет. Редактором газеты был Л. Яффе; в газете сотрудничали прибывшие в ходе третьей алии из России литераторы, воспитанные в традициях русской либеральной журналистики. Среди писавших в «Ѓа-Арец» были Э. Бен-Иехуда и его сын И. Бен-Ави.

Однако вскоре среди сотрудников газеты наметились идеологические и профессиональные разногласия, и группа журналистов во главе с Бен-Ави оставила «Ѓа-Арец» и создала собственную газету «Доар hа-йом» (1919–36, до 1929 г. редактор И. Бен-Ави). В 1922–37 гг. редактором «Ѓа-Арец» был М. Гликсон (1878–1939), оказавший решающее влияние на формирование газеты. Под его руководством газета стала независимым печатным органом либерального направления, в котором сотрудничало большое число журналистов и писателей, работавших в традициях русско-ивритской прессы.

В 1923 г. издательство переместилось из Иерусалима в Тель-Авив, и до 1925 г. «Ѓа-Арец» была единственной выходившей там ежедневной газетой. В литературном приложении к ней публиковались произведения ведущих еврейских писателей и ученых в Эрец-Исраэль и за рубежом. В 1937 г. газету приобрел Ш. З. Шокен, сын которого Гершом сменил Гликсона на посту редактора.

На протяжении многих лет (пока не начала выходить в свет газета Израильского рабочего движения — с 1943 г. под названием «Мишмар», а с 1948 г. — «Аль hа-мишмар») А. Шлёнский был редактором литературного отдела «Ѓа-Арец». В пятничном приложении к газете (редактором с 1965 г. был Б. Таммуз) многие молодые писатели и журналисты начинали свой литературный путь.

С конца 1960-х гг. начался процесс уменьшения числа ежедневных газет общего характера, в результате чего многие ранее ведущие издания прекратили свое существование (в первую очередь — партийные газеты «Аль hа-мишмар» и «Давар»), а попытка создания издательством «Ѓа-Арец» новой массовой ежедневной газеты «Хадашот» (1984) потерпела провал. Газета «Ѓа-Арец» сумела сохранить круг своих читателей. «Ѓа-Арец» — утренняя газета, прочно занимающая третье место по своему тиражу (около 60 тыс. экземпляров) и после того, как «Йедиот ахронот» и «Маарив» из вечерних стали утренними газетами - до того, как появилась газета Исраэль hайом.

«Ѓа-Арец» позиционирует себя как "либеральное издание, газета для мыслящих людей" в отношении как внутренних, так и международных дел.[5]. Ряд источников называют её «либеральной»[6] [7][8][9][10], другие — «левой»[11][12][13] и «крайне левой»[14][15]. Газета придерживается резко левой политической позиции и постоянно подвергается насмешкам ввиду своей явной политической ангажированности.[16]

Наряду с текущими корреспонденциями «Ѓа-Арец» предлагает своим читателям критический анализ событий в стране и за рубежом. Кроме пятничного литературного приложения (см. выше) газета издает еженедельник, освещающий литературную и художественную жизнь страны, и публикует произведения израильских писателей; ежедневно печатается объемное экономическое приложение к газете - "The marker".

Издательство «Ѓа-Арец» создало также ряд местных газет массового характера («Кол hа-ир» в Иерусалиме, «Ѓа-Ир» — в Тель-Авиве и другие), которые пользуются большой популярностью.

Состояние газеты в начале 21 века

По сравнению с другими крупными газетами в Израиле, Ѓа-Арец использует меньшие по размеру и длине заголовки и шрифты. Меньше места занято иллюстрациями, больше — аналитикой. Его редакционные статьи, и главное, «op-ed»[17], размещающееся на второй странице, считаются наиболее влиятельными среди представителей власти и верхних социальных слоёв общества.[18] Помимо новостей, Ѓа-Арец публикует тематические статьи по социально-экономическим и экологическим вопросам, а также книжные и театральные обозрения, журналистские расследования и политические комментарии.

Основная часть тиража распространяется по подписке, и в этом тоже отличие от остальных израильских газет. По состоянию на начало 2008 года, у издания на иврите было 65 тыс. подписчиков, у английского — 15000.[19][20] По отчётам самой газеты на основе оплаты подписчиков сообщалось, что её тираж составляет 65000, ежедневно продаётся 72000 экземпляров и по выходным 100000 экземпляров газеты.[21]

Основную массу читателей составляет лево-ориентированная интеллигенция и политические и экономические элиты Израиля.[22][23][24] Статистические исследования газетного рынка Израиля показали, что «вероятность того, что человек читает Ѓа-Арец, повышается с доходом и общественным положением».[25] Несмотря на меньший тираж по сравнению с газетами Йедиот ахронот и Маарив, считается, что «Ѓа-Арец» оказывает большее, чем они, влияние на политическую жизнь страны.[22]

В связи с этим односторонняя политическая ориентация газеты вызывает тревогу общественности, и некоторые публикации воспринимаются как прямые доносы на Израиль международным антисемитам.[26][27][28]

К концу 2011 года «Ѓа-Арец» стала испытывать серьёзные экономические затруднения. Кроме общего кризиса печатных СМИ из-за конкуренции интернет-изданий оказали воздействие несколько специфических факторов:

  • Новая газета Исраэль hайом, распространяемая бесплатно, отобрала серьёзную долю читателей у всех остальных газет.
  • После «социального протеста» в Израиле летом 2011 года, подогретого прессой и сопровождавшегося резкими нападками на крупные компании, банки и торговые сети, владельцы этих компаний перестали размещать рекламу в израильские СМИ (по сообщениям «Голоса Израиля»).

Как выяснили журналисты газеты Маарив, экономическое приложение Ѓа-Арец «The marcer» непропорционально много статей (от 40 до 70 % в разные месяцы) посвятило владельцу «Маарива» концерну IDB, помещая про него всякий негатив. Это стало одной из причин падения его акций, переросшего в кризис компании. Война велась против IDB после того, как кампания приобрела Маарив. До этого аналогичная кампания дискредитации велась против предыдущего владельца «Маарив», Офера Нимроди, и прекратилась сразу же после продажи им газеты. Вывод, сделанный журналистами «Маарив» — что это приём нечестной конкуренции на газетном рынке.[29]

Произошёл скандал с партнёром владельца газеты, немецким издателем Дюмоном (владельцем около 20% акций газеты), заподозренным в сотрудничестве с нацистами в начале его карьеры.[30]

С 2013 года доступ на сайт газеты в интернете стал платным.[31] Из-за опасности экономического краха администрация издательства уволила в 2014 году около 80 работников.[1][32][33]

«Ѓа-Арец» несколько раз в течение 2010 годов попадалась на участии в искусственно раздутых скандалах с явной политической мотивировкой, например, на выдуманной истории о «присвоении семьёй Нетаньяhу денег за сданные бутылки» в 2015 году.[34] Перед выборами в кнессет в 2013 году в программе радио «Галей ЦАХАЛ» было замечено, что «Ѓа-Арец» больше не агитирует за МЕРЕЦ: эта газета агитирует за ХАДАШ (арабскую коммунистическую партию).

В 2013 году колумнист «Ѓа-Арец» Гидеон Леви вызвал скандал, когда в борьбе за легализацию африканских инфильтрантов в Израиль приравнял к ним репатриантов из бывшего СССР, причём написал, что «в их крови содержится алкоголь и преступность».[35] Тот же журналист в интервью другой газете, Глобс, открыто заявил о ненависти к еврейским поселенцам в Иудее и Самарии.[36]

Главные редакторы газеты

  • Моше Гликсон (1922—1939)
  • Гершом Шокен (1939—1990)
  • Ханох Мармари (1991—2004)
  • Давид Ландау (2004—2008)
  • Дов Альфон (2008—2011)
  • Алуф Бен (2011—Наст вр.)

Среди журналистов

  • Лили Галили — ведущий специалист газеты по русскоязычному населению
  • Ави Иссахаров — военный корреспондент
  • Наташа Мозговая — глава американского бюро газеты
  • Даниэль Рогов — ведущий ресторанный и винный критик в Израиле
  • Акива Эльдар — ведущий обозреватель и автор редакционных статей
  • Амира Хасс — автор статей по палестинской тематике
  • Гидеон Леви — колумнист и автор репортажей по палестинской тематике

Сноски

  1. 1,0 1,1 Хроника большого информационного кризиса
  2. У газеты «Гаарец» появился новый главный редактор. Сайт «IzRus.co.il» (01.08.2011). Проверено 6 сентября 2011.
  3. Dov Alfon named as new Haaretz editor-in-chief — Haaretz — Israel News
  4. O. Elyada, "Haaretz 1918—1937: From an Establishment-Sponsored Newspaper to a Commercial Newspaper, " in: Kesher, 29 (2001) (Heb.);
  5. Haaretz.com. About Haaretz.
  6. Dan Caspi: Media Decentralization: The Case of Israel’s Local Newspapers. Transaction Publishers, 1986.
  7. Ira Sharkansky: The Politics of Religion and the Religion of Politics: Looking at Israel. Lexington Books, 2000.
  8. Rebecca L. Torstrick. Culture and Customs of Israel. Greenwood Publishing Group, 2006
  9. Idith Zertal, Chaya Galai. Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge University Press, 2005
  10. BBC NEWS | Middle East | Israeli media vents fury at Likud, 17 December, 2002
  11. Middle East | Sharon orders Gaza pullout plan. BBC News (2004-02-02). Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 5 марта 2010.
  12. Israeli authors urge ceasefire talks with Hamas. Reuters (2007-09-24). Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 5 марта 2010.
  13. Premium content. Economist.com (2007-02-01). Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 5 марта 2010.
  14. Herb Keinon: Hometown boy makes good as diplomatic correspondent, 01.05.2009, Intermountain Jewish News
  15. Evelin Gordon, Listen to the Left, Jul. 22, 2009 / [1]
  16. Например, Ha'Aretz lost in translation
  17. мнения известных авторов, обычно не связанных с редакционной коллегией
  18. Beckerman, Gal (September/October 2005). "Disengaged". Columbia Journalism Review. Проверено 2009-03-14.
  19. Haaretz. Subscribe to Haaretz, Haaretz (2007-10-26).
  20. Stephen Glazin. Ha'aretz, Israel's Liberal Beacon, The Nation (2007-09-06).
  21. Haaretz service. Dov Alfon named as new Haaretz editor-in-chief. Haaretz, Feb 13, 2008.
  22. 22,0 22,1 Rebecca L. Torstrick. Culture and Customs of Israel. Greenwood Publishing Group, 2006
  23. Idith Zertal, Chaya Galai. Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge University Press, 2005.
  24. Elizabeth Poole, John E. Richardson. Muslims and the News Media. I.B.Tauris, 2006/
  25. Dan Caspi, Yehiel Limor. The IN/Outsiders: Mass Media in Israel. Hampton Press, 1999. p. 79.
  26. «Гаарец»: На скамье подсудимых — Государство Израиль 14 сентября 2005
  27. Лимор Ливнат и Моше Бокер: диалог, взорвавший интернет Йоссеф Йак 10.07.2013
  28. О чрезмерном пристрастии левых к самобичеванию Владимир Идзинский
  29. עזבו צדק, העיקר הרדיפה
  30. מי עומד מאחורי עיתון 'הארץ'
  31. Со следующей недели сайт газеты «Гаарец» станет платным 26 февраля 2013 г.
  32. Журналисты «Гаарец» протестуют против массовых увольнений
  33. «Едиот Ахронот» готовится уволить 150 работников Ян Голд 7 канал
  34. Обзор ивритоязычной прессы: «Едиот Ахронот», «Гаарец», «Исраэль а-Йом». Среда, 4 февраля 2015 года
  35. Гидеон Леви приравнял русскоязычных репатриантов к африканским нелегалам 23.12.2013
  36. Гидеон Леви: Ненавижу поселенцев и горжусь этим Мила Грин

Источники и ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья «Ха-Арец» в ЭЕЭ
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья периодическая печать в ЭЕЭ